В 2026 году вступает в силу закон РК «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан», который нацелен на усиление защиты медицинских работников и водителей скорой помощи при исполнении ими профессиональных обязанностей.
Тем не менее, данный законопроект не полностью решает ключевые вопросы укрепления статуса медицинских работников и их защиты от уголовного преследования по обвинениям в ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей по статье 317 УК РК, несмотря на поручение Главы государства от 27 мая 2020 года на заседании Национального совета общественного доверия о необходимости декриминализации уголовной ответственности медицинских работников.
Президент подчеркивал необходимость критической оценки целесообразности сохранения обязательной уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей.
В 2024 году были приняты законодательные акты о страховании профессиональной ответственности медицинских работников, согласно которым при наступлении страхового случая действия или бездействие врача подлежат разбирательству как на экспертной комиссии, так и в суде.
При этом пациент и врач имеют возможность досудебного урегулирования спора, а пострадавший — получить страховую выплату.
Несмотря на это, сложилась парадоксальная и противоречивая ситуация: врачи, ежедневно спасая жизни пациентов, оказываются под «двойным ударом» — с одной стороны, от последствий наступления страхового случая, с другой — от возбуждения уголовного дела по статье 317 УК РК, даже при возмещении ущерба пациенту.
Мировая практика показывает, что уголовная ответственность за медицинскую «халатность», как правило, отсутствует, а регулирование подобных случаев осуществляется в рамках гражданско-правовой или страховой системы. Основной акцент делается на профессиональную ответственность, вплоть до лишения медицинского диплома.
Профсоюз «QazMed» занял позицию, что с введением норм страхования профессиональной ответственности необходимо ставить вопрос об отмене статьи 317 УК РК, в том числе для устранения двойного наказания.
Также мы выступили против принятия этих решений без широкого обсуждения в гражданском и медицинском сообществе. В итоге представителей «QazMed», включая Биртанова Е.А., исключили из состава рабочей группы. Учитывая все доводы, нами было предложено вернуть законопроект в Правительство на доработку и провести тщательный анализ последствий вносимых изменений.
Мы надеялись, что наши предложения поддержат другие отраслевые профсоюзы медицинских работников, оставшиеся в рабочей группе.
Но к большому сожалению, все они поддержали законопроект в его итоговой редакции с сохранением статьи 317 УК РК, а разработчики аргументировали это тем, что голоса профсоюзов были учтены.
Это является следствием разобщенности и отказа от предложения «QazMed» о создании единого профсоюза медицинских работников страны.
Поддерживая вчерашнее решение Сената Парламента РК нельзя останавливаться на достигнутом — необходимо продолжать совместные усилия по декриминализации уголовного преследования медицинских работников и отмене статьи 317 УК РК.